Ну вот и все, пару часов назад отдала частичку себя, которая поедет на "место жительства" в один из храмов Переславля-Залесского.
Когда меня спрашивают о моей профессии, и я отвечаю, что работаю иконописцем, чаще всего в ответ встречаю любопытный взгляд и желание узнать поподробнее об этой необычной профессии.
А что и как можно рассказать о том, что такое творчество, вдохновение, что такое колористика и стиль, что такое чувство композиции, что такое писать не кистями и красками, а душой и сердцем?)
По факту, работа иконописца отличается от работы художника лишь своей специфичностью в тематике, способе передачи пространства, подбору цветовой палитры и способу изображения объёма. В остальном, это такая же работа с кистями и красками, применение неких законов и канонов. Единственное, чего лишены иконы, в отличие от картин, это авторство. Икона написанная иконописцем, не принадлежит ему по авторскому праву создателя, с момента как она подписывается надписями, обозначающими кто изображён на ней, изображение принадлежит Церкви. Не в узком смысле, как зданию, а в широком - как вселенскому собранию верующих.
Но как бы ни было, человек берущий в руки кисти и краски - не робот. Даже стремление к точному копированию с образца, не даст избежать привнесения чего-то своего, возможно трудно выделяемого внешне, но ощутимого внутренне при взгляде на икону.
Что же это?
Это часть души, которую иконописец вложил в работу.
За моими плечами почти 10 лет работы в иконописном деле. Было много проходных работ, ещё больше было работ удачных. Но всегда, садясь за новую доску, я стараюсь вложить в неё не только свои художественные знания, но и часть себя, своей души. Куда-то больше, куда-то меньше, но везде остаюсь я, частичка меня. На самом деле это очень трудно! Бывают заказы, сдав которые, мне кажется, что увезли меня, а дома остался лишь мой фантом. Проходит время, я снова возвращаю себе себя, постепенно отделяясь от написанной работы.
И так, из года в год, от заказа к заказу. Возрождаюсь и умираю как птица Феникс.
Икона, которую я отдала сегодня, называлась "Помощница в родах". Икона Богоматери, перед которой беременные и рожающие женщины молятся о помощи. Молилась и я, когда рожала своих малышей.
Работая над ней, как-то невольно думалось и молилось о всех нас, хотящих, ждущих или уже имеющих детей. И видимо настолько я ушла в эти мысли, что рука с точностью принтера отобразила эти мои, порой нелегкие, мысли о материнстве, на иконе. Лик Богоматери получился грустным и уставшим, но вместе с тем, наполненным живым состраданием. Это удивительно, смотреть на изображение и видеть, неуловимо, но живые и проникающие вглубь твоих скорбей, глаза.
Ни за одну из написанных икон я не стою похвалы, это лишь то малое, чем могут послужить другим мои душа и руки.
И потому, я опять и опять буду постепенно восставать из пепла, и снова садиться за чистую доску, чтобы дать миру ещё часть сострадающей души.