Давно, лет в 17 я прочла книгу под таким названием "Какого цвета боль?", о непростой жизни женщины, которая в одночасье, из благополучной и спокойной, обратилась в жизнь арестантки женской колонии. Подробностей уже не помню, а вот название память сохранила и сейчас услужливо предоставила, в ответ на мои мучительные размышления.
Детство, оно у любого ребёнка будет детством. Каким бы трудным, лихим, а может даже и ужасным, оно бы ни было. Это время познания мира, время открытий, дружб, проказ и веселья.
Потом тихо и незаметно, оно сменяется юностью, временем надежд, устремлений, амбиций и горячих чувств. Но проходит и оно, уступая место взрослой жизни. А если точнее, периоду жизни, когда понемногу подводишь итоги - а что ж имеем в активе и с чем можно двигаться дальше, в полновесное и совсем не игрушечное плавание по маршруту "жизнь".
Как-то невольно переосмысляешь ценности, дружбу, отношения с близкими. И зачастую оказываешься у довольно грустной картины - многое из того, что было ценным и важным раньше, отошло на второй план, обнажив какие-то более глубокие потребности и цели, друзей становится с годами все меньше, и как ни пытаешься удержать старых или судорожно приобрести новых, с горечью понимаешь, что теперь уже понятие "дружба", это не просто совместное времяпровождение и общие интересы. Это уже нечто более нематериальное, внутреннее. Когда в друге ищешь не столько собеседника, сколь молчаливого и милостивого слушателя, которому можно поведать все и остаться в его глазах по прежнему нужным, ценным, другом. Отношения с родными тоже выходят на иной уровень, становясь более зрелыми, меньше обижаешься по пустякам, реже проявляешь недовольство чем-то, и вместе с тем, все острее понимаешь всю меру своего личного одиночества на жизненном пути. У каждого своя жизнь, проблемы и пути их решения, и даже родственная связь бессильна помочь каждому из нас решать свои жизненные дилеммы. Жизнь твоя, и нести ответственность за неё только тебе. Остальные могут лишь созерцать, подсказывать, принимать или не принимать твои решения, но и только.
И вот тут я обнаружила огромную закавыку, в том, что с возрастом все больше хочется безоговорочного приятия от родных. Критики хватает от коллег, знакомых, начальства, а вот одобрение хочется слышать именно от близких. Просто хочется жить и знать, что тебя несмотря ни на что любят и ценят именно твои близкие. Потому что важно именно это родственное одобрение, поддержка. Друзья и знакомые, коллеги и начальники могут меняться и по большому счёту, их мнение и отношение не играет особой роли, просто декорация к очередной сценке.
Но увы, зачастую именно с близкими и получается самое неприятное - тебя знают "как облупленного", считая себя вправе бесконечно указывать на ошибки, диктовать, исправлять, наставлять. И оно наверное нужно, иногда даже очень правильно, отрезвить, вытолкнуть из оцепенения, разозлить в конце-концов. Только сам уже иначе относишься к этому родственному "отрезвлению", более чутко и болезненно.
И в итоге предпочитаешь остаться один на один как со своими радостями, так и со своими горестями. Однозначно эту неприкаянность компенсируют любимые и любящие мужья или жены, и в итоге понимаешь, что твоя семья, это все, что у тебя есть. Здесь только и поймут и примут и действительно любят. Любят в удачах и поражениях. А родственные связи все больше ослабевают, все реже тянется рука набрать с детства знакомые номера и услышать голоса, которые кажется, знаешь вечно. Только почему-то внутри бывает очень больно от этого, а уж цвет этой боли, он у каждого свой.
Поэтому самой важной своей целью, как матери и просто человека, друга и собеседника, считаю умение научиться принимать, без размышления принимать человека таким, какой он есть. Потому что именно этого в конечном счёте мы хотим друг от друга. Принятия и поддержки.