Заранее прошу прощения у тех, кто заглядывает ко мне и читает мой блог) в связи с учебой на курсе по психологии, я буду теперь довольно часто затрагивать самые разные темы с точки зрения психологии. К подобному подходу меня влечёт уже давно, но сейчас у этого есть богатый источник идей и мыслей в виде лекций и разнообразных примеров/научных экспериментов, о которых нам рассказывают преподаватели.
Постараюсь уйти от научности и писать простым языком, чтобы это было легко и доступно к восприятию широкого круга читателей. Но если что-то будет очень мудрёно или непонятно, спрашивайте в комментариях, постараюсь более ясно изложить мысль.
Сегодня на лекции мы говорили о научно-историческом подходе Выготского. Это считается неклассический подход к изучению психологии, но тем не менее, в последнее время пользуется огромной популярностью. Особенно на Западе.
Не углубляясь в суть этого подхода, расскажу о двух понятиях, выдвинутых Выготским в области развития личности.
Зона ближнего развития (ЗБР) и Зона автономного развития (ЗАР).
Последнее время довольно часто задают вопросы в стиле: зачем в школе читать классику, ведь она непонятна в этом возрасте!(к слову, подобное предложение было выдвинуто в Минобразования)
Зачем ходить с детьми в музеи и показывать им сложное, по своему смыслу, классическое искусство? Зачем детям и подросткам стоит включать классическую музыку и прививать любовь к серьёзным фильмам? Зачем делать все это, ведь дети мало что поймут и оценят из этого списка?
Не все могут найти внятный ответ на поставленный вопрос. Кто-то отвечает: ну, так надо. Так принято. Кто-то отвечает: так воспитывали меня и потому я так хочу воспитывать своих детей.
А Лев Семёнович Выготский отвечает на этот вопрос используя два указанных выше понятия ЗБР и ЗАР.
Зона автономного развития - это та часть знаний о мире, людях, отношениях, которые человек в состоянии постичь самостоятельно. Это может быть принято с воспитанием, через прочитанные книги и прожитые ситуации. Одним словом, человек набирает этот опыт относительно автономно, самостоятельно.
А вот зона близкого развития - это то, что человек воспринимает извне. Далеко не всегда эти полученные знания бывают понятны и приняты к использованию сразу (вспомните учебу в ВУЗе, наверняка на первых курсах у всех периодически возникает ощущение, что им преподают какую-то совершенно ненужную фигню). Но в дальнейшем именно вот эти самые "непонятные и ненужные" знания служат основой нашего кругозора, вкуса к литературе, искусству, науке и многому другому. То есть, только посредством вот этой зоны ближнего развития человек может получить развитие в высшем и хорошем смысле. Именно для этого мы в школе читаем классику, учим физику/химию/географию и биологию, даже если нам это мало интересно. Именно поэтому в ВУЗах нам преподают кроме прямо-профессиональных предметов и многое другое. Чтобы в итоге человек был широко образован в разных сферах. Помимо прочего, этот кругозор побуждает человека все больше и больше расширять свои знания, углублять их в интересующих областях.
Поэтому читая ребёнку хорошие книги с хорошими иллюстрациями, водя его в музеи и на хорошие классические детские спектакли, мы не просто растим умненького и начитанного, мы закладываем фундамент для его будущей любознательности, стремления узнавать больше, мы расширяем зону его развития.
Однозначно, во всем нужна мера. И круглосуточное "окультуривание" может не дать желанного результата. Поэтому важно учитывать возраст ребёнка(что под силу 5-6 летнему, может быть очень сложно для 3-4 летки), характер, здоровье и особенности психики. Все это - тоже составные части мировосприятия и не считаться с ними нельзя. Но я уверена, найти подход к ребёнку всегда можно, главное поискать) и смело отправляться в путь! а заодно и свою зону развития расширить)